Масару Ибука – основатель фирмы Sony и автор новаторских концепций воспитания и развития детей раннего возраста, директор ассоциации «Школа талантов». Его теория, изложенная в популярной книге «После трех уже поздно…», несколько десятилетий назад потрясла весь мир.
Масару Ибука – основатель фирмы Sony и автор новаторских концепций воспитания и развития детей раннего возраста, директор ассоциации «Школа талантов». Его теория, изложенная в популярной книге «После трех уже поздно…», несколько десятилетий назад потрясла весь мир. Автор, суммируя свой родительский опыт и результаты исследований в области медицины и когнитивистики, настаивает на том, что мозг младенца способен перерабатывать и усваивать неисчерпаемые объёмы информации.
При этом Масару Ибука не стремится вырастить гениев. “Меня часто спрашивают, – писал Масару Ибука, – помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым”.
Основная цель – предотвратить появление несчастных детей. Ребенка окружают только лучшими произведениями искусства и музыки для развития эстетического вкуса и музыкального слуха. Мозг младенца, по теории Ибука, чистый лист. Способности малышей к усвоению информации неограниченные, поэтому с раннего возраста можно обучать ребенка иностранным языкам и музыке, что, по мнению Масару Ибука, является самым сложным и трудным для взрослых. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное – развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука уверен, что главное – это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. “Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов”. А вот время возникновения интереса может быть разным. И это следует учитывать.
Интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка, и он нуждается в подкреплении. Также у ребенка не должно быть слишком много игрушек, потому как их избыток рассеивает внимание крохи. «Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина. Таким образом, если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта» – считает Ибука. Разнообразить игрушки нужно и «естественными» предметами – всем тем, что попадается ребенку под руки. Он не рекомендует убирать опасные (острые, тяжелые) предметы, чтобы малыш тоже узнал их свойства, но только под вашим руководством.