Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: «Какая эта буква?» Малыш с радостью отвечает: «ПЭ!», или «ЭМ!», или «ЭС!». Уважаемые взрослые!
Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: «Какая эта буква?» Малыш с радостью отвечает: «ПЭ!», или «ЭМ!», или «ЭС!». Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог «МА»? Представьте себе, у него скорее всего получится «ЭМА»! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово «МА-МА» в таком случае будет читаться как «ЭМА-ЭМА»!
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П». Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.
Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов («Смотри, какая красная машинка поехала!», «Травка - зеленая!») или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета («Покажи синий цветочек на картинке!», «Дай маме красный кубик!»), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого («Найди и покажи в этом слове букву В!»), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.
Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!
Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: «Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она» (Ковшиков В. А. Азбука в картинках), «А как лесенка стоит перед входом в алфавит» (Виеру Г. На что похожа азбука), «А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» (Шибаев А. На что похожи буквы). Такие стихи полезно не только читать детям, но так же и заучивать их наизусть.
В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Все эти игры - яркие и красочные. Но игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове. Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:
- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением);
- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.);
- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.);
- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);
- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.
Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.
Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.