В.Ф. Одегова рассмотрела опыт школ Чехии и Словакии и выработала свой. Детям дается образец крупной буквы, на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же большие по размеру 2-3 буквы,
В.Ф. Одегова рассмотрела опыт школ Чехии и Словакии и выработала свой. Детям дается образец крупной буквы, на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же большие по размеру 2-3 буквы, в следующей строке - буквы поменьше и так далее до нормальных размеров буквы. Детям такое задание нравится, исчезает монотонность в работе. Урок начинается упражнениями на разогрев мускулатуры кисти и пальцев:
Далее следуют упражнения для выработки координации глаз и руки: 1. Чем отличаются?
2. Единички - сначала упражняются глаза (смотрим на первую точку, глаза вверх, глаза вниз), затем также движется рука. Формируется самоконтроль, развивается внимание, отрабатывается твердость руки, штриха, единый темп письма.
Позже каждое движение получает свое название:
1. - наклон влево, 2. - оттяжка, 3. - наклон влево, 4. - оттяжка, 5. Наклон влево, 6. - оттяжка. Крестиком обозначается начало буквы. Аналогично проговариваются написания и других букв и сочетаний. Дети видят, если оттяжка сделана правильно, то наклон соблюдается хорошо и легко.
3. Прыжки на одной высоте. Поставить ручку на начало буквы и сделать прыжок вправо на такую же высоту рядом, написать следующую букву и т.д.
4. Сфотографируй ширину - сравнивается оттяжка внутри буквы и между буквами, она должна быть одинаковой по ширине и высоте. Следующее задание - фотографируй одинаковую ширину в букве, в соединении, проводя одинаковые дуги сверху и снизу букв.
Очень важно выработать у детей ритмичное письмо. Оно позволяет контролировать свою работу, писать каждую букву сознательно, не выезжать за линию строки, доводить ее элементы. По утверждению врачей - ритмическое письмо оказывает положительное влияние на самочувствие детей, не сбивает ритм пульса. Ритмическое письмо достигается за счет своевременного «тормоза». На доске пишется буква, а на месте изменения направления движения руки ставится крестик - это и есть «тормоз». Дети сначала копируют письмо с тормозом в воздухе, совместив кончик ручки с линией на доске: «Веду вниз, тормоз, оттяжка, тормоз, наклон влево, тормоз…»
Эффективность этого приема ощущается с первого применения -письмо красивое, безотрывное, соблюдается единый темп. В результате такой работы у детей в основном хорошо развивается глазомер, скорость письма при такой разлиновке значительно выше, за урок дети выполняют довольно большой объем работы (около 40 слов).