Система Монтессори основана на принципе «Помоги мне сделать самому». Мария была уверена, что ребенок должен учиться всему сам, а задача педагога — обеспечить ему для этого наиболее комфортные условия. Во главу угла Монтессори ставила индивидуальность ребенка, его самоценность.
Система Монтессори основана на принципе «Помоги мне сделать самому». Мария была уверена, что ребенок должен учиться всему сам, а задача педагога — обеспечить ему для этого наиболее комфортные условия. Во главу угла Монтессори ставила индивидуальность ребенка, его самоценность.По ее мнению дети должны учиться свободно, без внешнего вмешательства, принуждения и критики. Для обучения важна не внешняя мотивация, а внутренняя — естественная радость от узнавания нового.
Чтобы создать оптимальные условия для гармоничного саморазвития ребенка, необходима специально подготовленная дидактическая среда. Система Монтессори использует комнаты для занятий, разделенные на несколько зон, каждая зона служит для определенных целей. Практическая зона (зона реальной жизни) предназначена для обучения элементарным бытовым навыкам (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.п.). Основной способ обучения — взаимное подражание. В зоне сенсорного развития ребенок знакомится со свойствами предметов (размер, форма, цвет, материал, плотность). В зоне двигательной активности дети выполняют упражнения на координацию движений. В зависимости от программы конкретной школы, в которой используется система Монтессори, могут быть добавлены дополнительные зоны: языковая, математическая, географическая, зона музыки, искусства, танцев и пр.
В каждой зоне есть свой набор дидактического материала. Ребенок волен сам выбирать тот материал, который ему больше по душе, максимум, что может сделать воспитатель — это один раз показать ребенку, как им пользоваться. Во время занятий ребенок может свободно передвигаться по классу и заниматься тем, что ему нравится больше всего. Может показаться, что во время таких занятий в группе стоит шум и царит хаос, но это не так. Система Монтессори учит детей уважать интересы других, помогает им понять, что их личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Так что, выходит, что система Монтессори практически не оставляет места для педагога? Это не так. Просто роль педагога в система Монтессори особая — но от этого не менее важная, чем его роль в традиционной педагогике. Главная задача педагога — подготовить детям оптимальную среду для занятий, показывать им, как правильно работать с дидактическими материалами и нейтрализовать внешние факторы, мешающие детям заниматься.
Педагог не вмешивается в процесс обучения, не критикует ребенка, не заставляет заниматься, не контролирует выполнение заданий. Система Монтессори призывает не трогать ребенка, пока тот сам не попросит об этом. Но при этом педагог должен всегда быть начеку и максимально быстро реагировать на просьбы ребенка о помощи. Также ему нужно постоянно следить за успехами воспитанников и при надобности ненавязчиво предлагать им более сложные задания.
Система Монтессори имеет как плюсы, так и минусы. Начнем, пожалуй, с плюсов. Эта методика помогает ребенку стать самостоятельным, научиться познавать себя и мир вокруг, ориентироваться в жизни без помощи взрослых, уважать окружающих. Развитие ребенка идет максимально естественным для него путем. Но при этом система Монтессори делает акцент на развитии левого полушария (аналитических способностей, моторики), а творческие функции правого полушария почти не затрагиваются. В школах Монтессори не используются ролевые игры, книги, рисование. После обучения по такой системе ребенку тяжело будет адаптироваться к условиям современной школы.
Поэтому система Монтессори редко используется в своем классическом виде. Но при умелом сочетании принципов педагогики Монтессори с другими системами воспитания можно добиться впечатляющих результатов.