В данной таблице представлен максимальный возраст, к которому у ребенка должны появиться определенные навыки и умения, если ребенок старше указанного здесь возраста и не обладает соответствующими возрасту навыками, то стоит обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистом. Если ваш ребенок выполняет перечисленные действия до указанного срока, то можно быть уверенным, что психо-эмоциональное развитие ребенка протекает нормально.

Пример:если ребенку исполнилось два месяца, а он еще не прислушивается к звуку погремушки, то это - повод обратиться к педиатру.

Навыки и умения

Крайний срок появления
(в месяцах)

Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком)

1

Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами

2

Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 с

3

Улыбается в ответ на разговор и улыбку

3

Тянет руки к игрушке

4

Переворачивается со спины на живот

5

Просится на руки к матери

6

Стучит кубиком или игрушкой по поверхности

7

Стоит кратковременно при поддержке за руки

8

Ползет вперед

9

Сбрасывает игрушки со стола

10

Стоит и передвигается, держась за опору

11

Реагирует на свое имя

11

Делает шаги, держась за руки взрослого

12

Подает взрослому игрушки

12

Стоит сам, хотя бы 10 с

13

Говорит «мама», «папа»

15

Ходит свободно

16

Повторяет слова (или части слов) за взрослыми

16

Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков

18

Знает 6 слов, знает части тела

20

Моет сам руки

24

Просит есть словами

29

Может сам спуститься по лестнице

30

Выкладывает кубики в одну линию

32

Ест сам суп ложкой

33

Говорит о себе «я», просится на горшок

34

Может стоять на одной ноге без поддержки

36

Знает свое имя и фамилию

37